1 января 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 21.07.2014 №219-фз «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ». Он предусматривает усиление контроля над воздействием на окружающую среду, уточняет основные понятия, регламентирует порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на экологию.
Практика последних лет показала, что надзорные органы в сфере соблюдения экологического законодательства, судебные инстанции и природопользователи по-разному понимали термин «размещение отходов». Пока одни считали, что размещением отходов занимаются исключительно специализированные предприятия, чья деятельность связана с эксплуатацией полигонов и свалок, другие резонно полагали, что вопрос размещения отходов касается всех, кто в процессе деятельности производит отходы. Разница во взглядах существенно осложняла соблюдение природоохранного законодательства в части определения платы за негативное воздействие на экологию. Финансовая ответственность за размещение отходов, возложенная в некоторых регионах России исключительно на предприятия по использованию полигонов и санкционированных свалок, ставила их под удар, обрекая на банкротство. На этом фоне все чаще высказывалось мнение о том, что платить должны все, кто, производя или потребляя, создает отходы.
Новый закон, кроме иных изменений, внесенных в закон «Об охране окружающей среды», в одной из статей уточняет, кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду: теперь финансовое бремя «за экологию» будет справедливо распределено между всеми юридическими лицами и ИП, в результате деятельности которых образуются отходы производства и потребления.
Принципиальным нововведением, которое появляется в природоохранном законодательстве после вступления в силу изменений, является разделение предприятий на категории (классы экологической опасности). В зависимости от уровня воздействия на окружающую среду (значительное, умеренное, незначительное, минимальное) законодатели выделили 4 класса опасности для окружающей среды, и для каждого класса установлен свой регламент соблюдения экологического законодательства. К 1 классу относятся самые вредные для экологии производства: добывающие, химические, машиностроительные заводы и пр. Ко 2 классу отнесут производства, у которых уровень воздействия на природу ниже: автозаправки, швейные, кондитерские цехи и т.д. 3 и 4 классы опасности – это объекты, воздействие которых незначительно или минимально: например, бассейны, развлекательные заведения, бассейны.
Второе принципиальное новшество – с 1 января 2020 года вырастет плата за сверхнормативное загрязнение окружающей среды, при этом предприятия, внедряющие современные технологии, призванные снижать вредные выбросы, могут претендовать на уменьшение экологических платежей и налоговые льготы. Закон «Об охране окружающей среды» в своей прежней редакции за заботу об экологии не обещал никаких финансовых преференций, новый же – предусматривает значительные меры экономического стимулирования. Речь, в том числе, идет и о предоставлении инвестиционных налоговых кредитов.
Кроме того, закон уточняет ряд основных понятий, порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, вводит новые определения.